Добрый день. Поводом для написания данной статьи послужил вот этот вопрос:
Ребята, всем привет! Начало буксовать сцепление (или так кажется), но раньше только когда намек на букс был, срабатывала DSC. Сейчас обороты лютуют, а скорость опаздывает. Точно да сцепление? Кто подскажет, где взять оригинал не по борщовской цене, и можно ли просто диск с корзиной взять EXEDY, например? Или вилку то же стопудово надо брать? Педаль не такая уж и жесткая. Долго еще можно проездить? Посоветуйте, плиз. Приятных выходных всем!
Правда вопрос был задан про Мазда 3 ВК 2,0, а здесь мы рассмотрю комплект сцепления от Мазда 3 ВК 1,6 но принципиальной разницы нет и внешне они похожи, другими словами все написанное для М3 1,6, верно и для М3 2,0.
Итак:
Самый характерный признак того, что сцепление нужно было давно менять, это когда сцепление начинает пробуксовывать.
Выражается это в том, что обороты двигателя растут не пропорционально набору скорости.
Обороты растут — скорость нет, потом, в какой то момент, может происходить как бы подхват и машина начинает ехать как обычно, а может и не происходить. Проявляться это начинает на более высоких передачах, затем и на более низких, крайняя стадия — машина совсем отказывается ехать.
Второй признак, это то, что педаль сцепления становиться более тугой. Это замечают не все, так как происходит это постепенно и многие просто привыкают к более тяжелой педали не замечая изменений.
Так же может быть эффект залипания педали сцепления (Вы отпускаете педаль, а она как бы неохотно возвращается обратно).
- Если Вы способны самостоятельно понять что сцепление начало буксовать, значит нужно его менять.
- Если сомневаетесь, обратитесь в автосервис, обычно Вам проверят сцепление бесплатно и много времени это не займет.
- Рассчитывать на то, что это глюк и может само пройдет, не стоит, не пройдет, а станет только хуже, в плоть до того, что машина потеряет возможность перемещаться самостоятельно.
Есть еще один подвох, езда с буксующим сцеплением приводит к сильному перегреву и износу маховика. Поэтому, можно довести маховик до такого состояния, что его поведет (по аналогии с тормозными дисками) и маховик придется менять, а стоит он не дешево.
Следующий вопрос который часто задают:
- как менять, комплектом или можно заменить только диск сцепления.
Ответ однозначный, менять только комплектом. Да, в первую очередь изнашивается диск, но лепестковая пружина корзины сцепления со временем тоже устает, и если оставить старую корзину, она просто не будет обеспечивать достаточного усилия прижима и, в скором времени, даже с новым диском, сцепление начнет пробуксовывать.
При этом очень часто встречаются случаи, когда корзина устает раньше диска, и даже при еще допустимой толщине накладок диска сцепления, из за усталости корзины сцепление начинает пробуксовывать.
Поэтому корзину нужно менять обязательно.
Выжимной подшипник, тоже нужно обязательно менять, просто старый подшипник не переживет второй комплект сцепления, он просто развалится и, для его замены придется коробку снимать еще раз. Но, обычно, при замене сцепления, когда выжимной уже снят, ни у кого не возникает вопросов, зачем его нужно менять. Не нужно быть специалистом, что бы понять, что подшипник уже очень устал и просится на замену.
И так, с тем что нужно покупать комплект: корзина, диск, выжимной мы определились.
По критерию, цена / качество есть три варианта из которых стоит выбирать, это:
- Оригинал Мазда;
- LUK;
- SACHS
На самом деле все это одно и тоже, во всех трех вариантах, внутри коробок будет лежать SACHS. Поэтому если выбирать из трех, берите то, что ближе лежит и дешевле на момент покупки.
Рассмотрим что лежит в коробке на примере оригинального комплекта сцепления для Мазда 3 BK 1,6 (как уже писал выше комплект для М3 2,0 несколько отличается, но суть остается та же)
Z6Y1-16-50X — комплект для Мазда 3 1,6
L3Y1-16-50X — комплект для М3 2,0
Вот так выглядит коробка с оригинальным комплектом сцепления.
Откроем и посмотрим что лежит внутри. Первое что нам попадается это сертификат. Далеко не все поставщики кладут в коробочки сертификаты.
А вот и комплект: корзина, диск, выжимной с вилкой и опорный болт вилки.
Собственно о чем и говорили, на каждой детали комплекта сцепления присутствует маркировка SACHS
Итак, на каждой детали стоит маркировка SACHS, с LUK будет то же самое.
- Как уже писали выше, если Вы слишком долго затягивали с заменой, может потребоваться замена маховика. Обычно это видно невооруженным взглядом, если маховик посинел и покрылся пятнами, скорее всего, его повело.
В таком случае, лучше всего взять микрометр и замерить биение. Если биение присутствует, маховик лучше заменить или, если есть хороший токарь, маховик можно проточить.
Вариант с заменой на б/у тоже подходит, если б/у маховик в хорошем состоянии.
- Потребуется масло для МКПП, для того что бы снять коробку, масло нужно сливать. Конечно потом старое масло можно залить обратно, но мы рекомендуем, по такому случаю, лучше залить новое масло. Масла потребуется 3 литра.
- Поскольку для демонтажа коробки нужно снимать приводные валы, рекомендуем внимательно проверить состояние сальников полуосей и, в случае необходимости заменить, опять же, мы рекомендуем заменить эти сальники по умолчанию.
- После демонтажа коробки, нужно снять маховик и проверить состояние сальника коленвала (это можно сделать и не снимая маховик, но со снятым будет лучше видно состояние сальника). Если на сальнике видны следы запотевания и/или подтеки, сальник необходимо заменить.
- Опорный подшипник первичного вала. В центре маховика находится подшипник, на который опирается первичный вал коробки. Подшипник этот загружен не сильно и, в большинстве случаев, его достаточно промыть и смазать. Но бывают случаи, что замена его необходима или можно заменить его по умолчанию, для профилактики не зависимо от состояния.
Выводы, что нужно иметь под рукой или в быстрой доступности если Вы меняете сцепление:
- комплект сцепления: корзина, диск, выжимной;
- маховик или заранее позаботиться о том, где быстро его можно достать или проточить;
- масло для МКПП — 75w90 3 литра;
- сальники полуоcей — F003-27-238C — 2шт;
- задний сальник коленвала — BP05-11-312 — для М3 1,6 или LF01-11-310 — для М3 2,0;
- опорный подшипник первичного вала — FE2H-11-303 — для М3 1,6 или YF09-11-303 — для М3 2,0
Если остались вопросы, спрашивайте.