Тормозная жидкость в MAZDA — когда и зачем менять

Тормозная жидкость — это важный компонент всей тормозной системы любого авто. От ее качества зависит состояние внутренних полостей суппортов, цилиндров и дорогостоящего блока АБС, а самое главное — эффективность торможения.

Несвоевременная замена жидкости может привести к тому, что в экстренной ситуации при нажатии на тормоз машина никак не отреагирует и просто продолжит движение. В этой статье мы разберем, как не допустить таких ситуаций и как содержать систему в исправном состоянии, чтобы не сомневаться в ее работоспособности и эффективности даже в критических ситуациях, от которых на дороге не застрахован никто.

Тормозная жидкость DOT 3
Интервал замены тормозной жидкости в Мазда

На вопрос, когда менять тормозную жидкость есть единственный верный и однозначный ответ — через каждые два года. Этот интервал не зависит ни от пробега, ни от условий эксплуатации. При этом замена должна быть обязательно полной, включая не только бачок, но и всю магистраль. Не лишним будет и промыть контуры от остатков старой жидкости с накопившимся в ней мусором и осадком.

Самостоятельная поменять жидкость можно, но достаточно сложно — любая ошибка может привести к завоздушиванию всей системы или одного из контуров, и в автомобиле перестанет тормозить одно или несколько колес. Для замены тормозной жидкости лучше обратиться к профессионалам — на СТО есть необходимое оборудование, чтобы выполнить процедуру недорого, быстро и без ошибок.

Почему тормозную жидкость нужно менять?

Особенно часто возникает такой вопрос у автовладельцев, которые не испытывают проблем с тормозами или не замечают их после превышения срока эксплуатации жидкости. Машина реагирует на педаль тормоза, потерь удельной силы срабатывания не ощущается и все вроде бы в порядке. В это время внутри контуров происходят естественные процессы, которые могут дорого стоить. Менять жидкость раз в два года нужно по трем причинам:

  1. Тормозная жидкость гигроскопична. Она накапливает в себе влагу из атмосферы.
  2. В жидкости скапливаются микрочастицы металла и резины, которые появляются в результате трения в тормозных механизмах.
  3. Тормозная жидкость содержит антикоррозионные, снижающие трение и повышающие эксплуатационные характеристики присадки. Эти присадки со временем теряют свои свойства.

Самое опасное явление — накопление в тормозной жидкости влаги. Дело в том, что тормозная система не является герметичной, она сообщена с атмосферой. А тормозная жидкость гигроскопична (поглощает водяные пары из атмосферы). За время эксплуатации внутри контура собирается влага из окружающего воздуха — в новой тормозной жидкости ее количество не должно превышать 0,5% и постепенно доходит до критичного значения в 3% и более. Почему содержание влаги в жидкости выше 3% является критичным?

Во время работы тормозов диски, колодки и суппорты сильно нагреваются и передают температуру жидкости. Чем больше в жидкости влаги, то есть воды, тем быстрее она закипит. В процессе закипания внутри тормозного контура появляются пузырьки с воздухом, и жидкость теряет свое главное свойство — несжимаемость под давлением. Это приводит к тому, что сила от нажатия на педаль расходуется не на прижим колодок к дискам, а на сжатие воздуха в системе и перегретом суппорте. Что от этого ожидать знают водители, которые нажимали на тормоз с завоздушенным контуром — педаль просто проваливается в пол, а автомобиль даже не замедляется.

Многим автовладельцам частично знакомо описанное явление. При прерывистом торможении со скорости 120 км/ч и выше, особенно в летнюю жару, с каждым нажатием на тормоз машина замедляется все хуже, на педаль приходится давить все сильнее. Про такое часто говорят — перегрелись колодки и диски. Но дело не только в них — начинает закипать и жидкость. Те кто сталкивался с такими ситуациями хорошо понимают, насколько при этом увеличивается тормозной путь.

Влага в тормозной жидкости коварна тем, что она не проявляет себя при обычной езде — в штатных режимах тормоза работают без особых изменений. Эксплуатировать авто не замечая проблемы можно очень долго. Но в экстренной ситуации, когда нужно оттормозиться в пол или активно поработать педалью, нажимая и отпуская ее чтобы не потерять управление, жидкость может неожиданно для водителя перегреться и закипеть. Тормоза в этом случае просто откажут. Последствия представить не сложно, поэтому от своевременной замены тормозной жидкости в вашей Мазда зависит самое ценное — жизни и здоровье вас, ваших пассажиров и окружающих.

Наглядно увидеть, насколько снижается температура кипения жидкостей распространенных стандартов при накоплении влаги можно в таблице.

Тип тормозной жидкости

Температура кипения с содержанием
 влаги до 0,5% (новая)
Температура кипения 
с содержанием влаги 3% и более
DOT 3
205 °C 140 °C
DOT 4
230 °C 155 °C
DOT 5.1
260 °C 180 °C
 

Значение содержания влаги в 3% и более ориентировочно достигается после двух лет эксплуатации жидкости. Именно поэтому строго рекомендуется менять ее каждые 2 года.

Еще один негативный момент от влаги в тормозной системе — коррозия элементов из стали и окисление алюминиевых деталей. В результате коварных процессов образовываются раковины и наслоения, которые мешают работе механизмов и выгрызают резиновые уплотнения. В составе тормозной жидкости есть присадки, предотвращающие коррозию, но при длительной эксплуатации они просто теряют полезные свойства. Так что вовремя менять жидкость — это еще и выгодно. Стоимость данной услуги намного ниже, чем покупка и установка новых суппортов, регулятора тормозных усилий и других недешевых деталей.

Для чего мы используем рефрактометр на MAZDA-СТО

Экспресс-тест рефрактометром мы чаще всего проводим для антифриза. Это возможность быстро и без затрат оценить его состояние и выяснить — можно ли использовать охлаждающую жидкость дальше, или лучше ее заменить с промывкой системы. Вопросы по антифризу возникают у владельцев Mazda достаточно часто, например:

  • При покупке авто на вторичном рынке, когда новый владелец не знает когда менялся антифриз.
  • При сомнениях в качестве ОЖ, залитой в систему охлаждения;
  • В случаях, когда в радиатор или расширительный бачок доливалась неоригинальная жидкость или антифриз сомнительного происхождения;
  • Когда у владельца нет сервисной книжки и он не помнит, на каком пробеге менялся антифриз;
  • При подготовке авто к зиме — для выяснения температуры замерзания.

Рефрактометр определяет, при какой температуре антифриз начнет кристаллизоваться, то есть замерзать. Это косвенный анализ выработанности жидкости, но по нему можно судить о качестве антифриза в целом — ОЖ, теряющая заданные характеристики по одному параметру вряд ли будет соответствовать остальным.

Актуален тест антифриза и перед летним сезоном — некачественная или потерявшая свои свойства ОЖ не справится с охлаждением двигателя в жару, поэтому лучше перестраховаться и проверить антифриз, чтобы заменить его при необходимости и защитить мотор от кипения.