Регламент обязательной замены тормозной жидкости раз в два года выведен не просто так. Состав активно накапливает влагу, а влага внутри системы очень коварна и опасна. Она никак не проявляет себя в штатных ситуациях, но при экстремальных торможениях способствует быстрому закипанию жидкости. Это грозит увеличением тормозного пути, а то и отказом тормозов. При кипении жидкости ход ГТЦ расходуется на сжимание пузырьков с паром внутри контура, а не на работу поршней суппортов, которые прижимают колодки к диску.
Влага сокращает ресурс тормозных механизмов — она провоцирует коррозию. Раковины повреждают резиновые манжеты и уплотнения, ржавчина отслаивается и забивает каналы системы в местах сужения, а также приводит к заклиниванию подвижных элементов. После глубокой коррозии уже не поможет замена ремкомплекта — суппорт, регулятор тормозных усилий или другую ржавую внутри деталь придется менять целиком.
На MAZDA-Сто мы предлагаем нашим клиентам быстро и бесплатно проанализировать жидкость на содержание влаги с помощью специального тестера. Это помогает точно определить момент, когда пора заменить жидкость или исключает лишние траты, если она еще в хорошем состоянии.
Жидкости распространенных типов, в том числе и DOT 4, созданы на основе гликолей или полигликолей —- такие компоненты занимают около 95% состава. Остальные 5% это присадки, они предотвращают коррозию и улучшают качества состава.
Гликоли и полигликоли — простые спирты, которые прекрасно подходят для использования в тормозных системах. Они не меняются в объеме от высокого давления, то есть не сжимаются внутри магистрали при нажатии на тормоз и передают всю силу давления, имеют хорошие смазывающие свойства, высокую точку кипения и не боятся отрицательных температур.
Со всеми положительными свойствами у гликолей и полигликолей есть одно отрицательное — они гигроскопичны, то есть абсорбируют влагу. Накапливается влага постепенно, а на интенсивность процесса влияют разные факторы. Это конструкция и износ тормозной системы в конкретном авто, климат в регионе, влажность воздуха, пробеги, качество самой жидкости и т. д.
Невозможно оценить визуально, сколько воды вобрала тормозная жидкость. Несколько процентов в общем объеме не приводят к заметному помутнению или выпадению осадка. Для этих целей были разработаны тестеры тормозной жидкости. Электронный прибор позволяет за пару минут выяснить сколько воды в системе в процентах и принять решение — менять жидкость или использовать ее дальше.
Мы рекомендуем менять тормозную жидкость, в которой 2% влаги и более. Этого количества воды достаточно, чтобы температура кипения стандартной DOT 4 снизилась на 30–50 °С. Общепринятым значением критического объема влаги в жидкости считается 3%, а некоторые источник говорят даже про 3,5%. Мы не советуем ориентироваться на эти цифры для принятия решения о замене по следующим причинам:
- Сложно спрогнозировать, насколько повысится влажность жидкости до следующего ТО.
- Замер влажности проводится в бачке, а в рабочих цилиндрах значения могут быть немного другими.
- Коррозию никто не отменял — не стоит забывать о ней.
- Тормоза — важная система, прямо влияющая на безопасность, лучше перестраховаться и заменить жидкость чуть раньше.
При трех процентах влаги жидкость DOT 4 закипит уже при 150–170 С. Не надо выезжать на трек для такого разогрева тормозов. Этих значений можно достичь и в стандартном, чуть агрессивном городском ритме. Поэтому мы советуем клиентам менять жидкость, набравшую 2% влаги и не ждать ощутимых изменений в действии системы.
Приборы для замера анализа жидкости могут быть разными — от компактных до сложных и высокоточных. Различается и цена на них. Все устройства работают по одному принципу — измеряют электрическое сопротивление раствора.
Новая жидкость почти не содержит влаги, поэтому имеет высокое сопротивление. Вода хорошо проводит ток, из-за ее накопления сопротивление раствора падает — это явление и измеряется тестером.
В основе конструкции тестеров для тормозной жидкости два электрода. Один из них подает электрический ток, который проходит через жидкость и принимается вторым. Потери напряжения считываются с помощью электроники, результат преобразуется в проценты и выводится на светодиодный блок или экран тестера.
Электроды тестера могут иметь разную форму и реализацию — открытые или совмещенные в один элемент. В случае, если оба электрода явно выступают из корпуса тестера, нужно следить чтобы они не загибались в процессе эксплуатации — малейшее изменение расстояния между ними приведет к искажению данных.
Сейчас производители предлагают множество тестеров — от простейших типа «маркер» со светодиодной индикацией, до продвинутых удобных приборов с ЖК-дисплеем. В работе мы используем тестеры обоих типов.
Важным параметром для тестера тормозной жидкости является его точность. Мы испытывали оборудование, которым пользуемся, поэтому уверены в корректности результата замеров, однако не все тестеры работают правильно. Если вы используете тестер тормозной жидкости, проверьте его на точность. Самый простой способ — замер содержания влаги в новой жидкости из только что распечатанной банки и повторение замеров с добавлением одного, двух и трех процентов воды к объему раствора (условно — 1, 2 и 3 грамма воды на 100 грамм жидкости). Тестер должен максимально корректно отобразить результаты.
Приезжайте на наши СТО для тестирования тормозной жидкости, ремонта и обслуживания тормозной системы вашей MAZDA. Исправные тормоза — основа безопасности на дороге для вас, ваших пассажиров и окружающих.