Для работы двигателя автомобиля необходимо моторное масло. Поэтому, не достаточно правильно выбрать и залить в двигатель подходящее масло. Гораздо более важно, что бы это масло всегда присутствовало внутри двигателя в нужном количестве. Все производители рекомендуют делать это ежедневно или перед каждой поездкой.
В первую очередь, масло смазывает детали двигателя и без масла двигатель просто не сможет работать. Да, конечно не сможет, скажете Вы, но почему тогда так важен уровень масла? В среднем, в двигатель заливается порядка пяти литров масла, какая разница если там будет не пять литров, а четыре или три? Ведь масло в двигателе есть, оно смазывает детали, двигатель нормально работает. Почему так важно, что бы уровень масла не снижался ниже минимума? Давайте попробуем с разобраться с этим вопросом.
1. Далеко не все знают, что помимо смазки деталей двигателя, масло выполняет еще одну очень важную функцию - это охлаждение или, если сказать точнее, отвод тепла. Да, получается что у двигателя две системы охлаждения. Первая - это общеизвестная система охлаждения где тепло отводится антифризом, вторая система охлаждения - где тепло отводится с помощью масла. Причем эти системы дополняют друг друга но не взаимоисключают:
- Если в двигателе будет недостаточный уровень антифриза - мотор начинает перегреваться;
- Если в двигателе будет недостаточный уровень масла - мотор тоже будет перегреваться.
2. В процессе работы двигателя, масляный насос забирает масло из поддона двигателя и далее по специальным каналам масло поднимается снизу в верхнюю часть двигателя попутно смазывая и охлаждая все детали двигателя. При этом, обращаю Ваше внимание на то, что вверх масло поднимается под давлением, которое создает масляный насос. А вот вниз, обратно в поддон, масло стекает под собственным весом. Поэтому, при недостаточном уровне масла, может возникнуть такая ситуация, что насос все масло из поддона перекачал наверх, а обратно стечь оно не успевает. Таким образом насос начинает хватать воздух и наступает масляное голодание.
Как следствие, в случае низкого уровня масла, получаем следующие проблемы:
- недостаточный объем масла не может эффективно отводить тепло;
- температура внутри двигателя начинает повышаться;
- при этом датчики двигателя не в состоянии предупредить Вас о возникновении этой проблемы;
- по мере повышения температуры, свойства масла изменяются и, в определенный момент, масло может стать слишком жидким и потерять свои смазывающие свойства;
- при работе на высоких оборотах, масло не успевает стекать в поддон;
- в масляный насос попадает воздух из за этого резко падает давление масла и начинается масляное голодание, увеличивается трение, трение это повышение температуры.
Все это отрицательно сказывается на ресурсе двигателя вплоть до полного выхода двигателя из строя.
Беда в том, что ни одна из систем самодиагностики двигателя не фиксирует эти процессы. Производитель написал в руководстве пользователя "регулярно проверяйте уровень масла в двигателе" и этим ограничился, никакой другой защит от вышеописанных проблем нет. И если Вы не выполнили рекомендацию производителя, не проверили уровень масла, то, в случае поломки двигателя, Вам останется винить только себя.
Поэтому, если Вы хотите, что бы двигатель Вашего автомобиля работал долго и надежно, желательно не только своевременно менять масло в двигателе, но и регулярно проверять уровень масла и, по мере необходимости, поддерживать уровень масла в нужном диапазоне.
Для того что бы правильно проверить уровень масла в двигателе необходимо выполнить следующие условия:
- Автомобиль должен стоять на относительно ровной поверхности. Так как найти идеально горизонтальную поверхность бывает не просто, не значительные отклонения допускаются. Производители учитывают этот фактор и стараются расположить щуп для измерения уровня масла по середине поддона, в этом случае уровень масла при незначительных наклонах практически не изменяется.
- Проверка уровня масла нужно производить на холодном двигателе. Так как масло при нагреве расширяется, проверяя уровень масла на горячую, Вы можете получить несколько завышенные показатели.
- Двигатель должен быть выключен
- Нельзя проверять уровень масла сразу после выключения двигателя, так как для того, что бы масло, поднятое насосом наверх, стекло обратно в поддон потребуется некоторое время. Поэтому нужно подождать после выключения несколько минут.
Поэтому учитывая пункты 2 и 4, проверку масла лучше всего производить перед поездкой.
- должны быть выполнены условия описанные в пунктах 1, 2, 3 и 4;
- открываем капот;
- достаем щуп для проверки уровня масла;
- тщательно протираем щуп заранее приготовленной чистой ветошью или салфеткой;
- вставляем щуп обратно до упора;
- снова вынимаем щуп и проверяем уровень масла;
- обычно на всех щупах есть две метки, нижняя отметка соответствует уровню min, верхняя отметка соответствует уровню max;
- смотрим на получившийся результат и делаем выводы;
- если масло ниже отметки MIN - масло необходимо долить;
- если уровень находится между отметками MIN и MAX - такой уровень соответствует норме.
- обычно между отметками MIN и MAX помещается примерно 0,8 литра масла. Соответственно, не сложно прикинуть, сколько примерно нужно долить масла;
- в любом случае, доливайте масло не спеша, в режиме, немного долили - проверили уровень, долили еще - еще раз проверили и так далее, пока уровень не станет достаточным
- Незначительный перелив масла совершенно не критичен, производители учитывают фактор незначительной ошибки при заливке масла, и если уровень масла у Вас получился немного выше, ничего страшного в этом нет;
- Если Вы значительно перелили масло, на литр или более, тогда лишнее масло лучше слить.